Культура

Фонтанка.ру: О последней попытке реконструкции главного зала Санкт-Петербургской консерватории

Фонтанка.ру: О последней попытке реконструкции главного зала Санкт-Петербургской консерватории

Фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Очередной подрядчик Консерватории показал, как идут работы. Появилась надежда, что в этот раз после окрика из Москвы здание потеряет статус «долгостроя».

После реконструкции главный зал Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова приобретет форму подковы и отличную акустику, обещают реставраторы. «Фонтанка» прогулялась по одному из главных дорогостроев города и показывает, как идут работы, что получится в итоге и какие интересные находки сделали специалисты.

Последний подрядчик из череды тех, кто пытался работать на этом, пожалуй, самом известном петербургском долгострое, зашел в здание на Театральной площади в самом конце 2020 года — 30 декабря был заключен контракт на 13,6 млрд рублей с московским АО «Политехстрой». Непосредственно к работам компания приступила в сентябре прошлого года, когда разработанная и скорректированная проектно-сметная документация получила добро Главгосэкспертизы. А комитет по охране памятников выдал разрешение на работы по сохранению здания. С апреля 2021 года контроль над выполнением работ получила новая строительная госкорпорация — ППК «Единый заказчик в сфере строительства».

Сейчас Консерваторию не видно с улицы: все здание обнимает специальный тепловой контур из многослойного «пирога» с утеплителем. В его границах поддерживается температура +15.

Руководитель обособленного подразделения Санкт-Петербурга ППК «Единый заказчик» Руслан Сагитов рассказал журналистам, что сейчас проводятся работы по реставрации фасадов и сохранению элементов лепного декора, реставрации интерьеров. Плановый срок окончания работ не изменился — это 2024 год.

Главный зал, в котором петербуржцы слушали оперы и смотрели балет, — зал Рубинштейна, стоит «голый». После окончания работ его форма изменится — вместо прямоугольника помещение станет похоже на подкову. Интерьер зала не будет точной копией исторического, а представит собой компромисс.

«Как вы видите, сейчас интерьеры зала полностью утрачены. При перестройке послевоенной в 60-х годах акустика зала была практически утрачена, мы получили обычный советский интерьер, ничем не примечательный, в котором сложно было делать различные постановки», — рассказала руководитель проекта АО «Политехстрой» Мария Романчикова. В процессе работ старые интерьеры были демонтированы. «Сейчас мы ведем проектирование и акустические расчеты, чтобы создать в этом объеме что-то новое и современное. По нашим планам, самый лучший в Европе зал по акустическим решениям», — рассказала специалист.

Предполагается, что интерьер в целом будет повторять исторический облик соседних смежных помещений, но в то же время будет являть собой современную площадку с оборудованием, необходимым для переменной акустики.

«Форма зала будет подковообразной, поэтому звук будет распространяться хорошо, и будет слышен как в партере, так и на балконах, в ложах. Будут специальные приборы, которые смогут гасить или усиливать звук. То есть помимо архитектурной акустики будет еще и электронная», — пояснила Романчикова.

Исторические чертежи были использованы для современного решения зала. «Рустованные поверхности повторяют интерьеры вестибюля. Пилястры решены так же, как в смежных помещениях», — добавила специалист.

Как будет выглядеть зал после реставрации, видно из презентации.

Фонтанка.ру: О последней попытке реконструкции главного зала Санкт-Петербургской консерватории

Во время работ подрядчик совершил интересные находки. Например, за одной из батарей нашли учебник по геометрии 1956 года — весь в краске, вероятно, книга на месте своего захоронения успела пережить не один косметический ремонт. Также на реставрацию отправился десяток исторических музыкальных инструментов, которые не функционировали, но хранились в Консерватории: четыре рояля, несколько фисгармоний и знаменитая челеста.

На складе специалисты находили интересные исторические предметы декоративно-прикладного искусства: приборы, ручки, чайный музыкальный столик, подаренный музыкальным сообществом императору, фисгармония.

«Мы сейчас будем его реставрировать, общаемся со специалистами из Эрмитажа. Он сделан по принципу музыкальной шкатулки: когда его крутишь, он должен играть мелодию», — рассказали реставраторы.

Также реставрации ждет челеста (клавишный металлофон) — та самая, которую Петр Ильич Чайковский купил в Париже и на которой он придумал часть «Щелкунчика» — про танец Феи Драже.

Фонтанка.ру: О последней попытке реконструкции главного зала Санкт-Петербургской консерватории

Фото ППК «Единый заказчик в сфере строительства»

В зале Глазунова орган — один из самых больших в Европе — скрыт за саркофагом, после завершения работ ему предстоит осмотр зарубежными специалистами, рассказал руководитель реставрационных работ АО «Политехстрой» Андреев Антон. В самом зале, который имеет достаточно богатый лепной декор, ведутся реставрационные работы. Из установленной в помещении трубы периодически с шипением выходит пар, чтобы поддерживалась не только определенная температура, но и влажность (40–60 процентов влажность и около 18 градусов — температура).

«Наше направление в данном зале приближается к венецианской хартии, мы стараемся по месту сохранить и укрепить элементы. Учитывая, что все это элементы акустической системы, мы стараемся их не демонтировать», — рассказал Андреев. По его словам, в зале Глазунова процент утрат — не более 10%, в целом по зданию больше. «Здание претерпело 3–4 крупные перестройки, это тоже повлияло. И опять же, пресловутый советский период, когда эксплуатация была превыше всего», — добавил спикер. Для доступа к несущим конструкциям местами специалистам пришлось разобрать убранство и декоративную отделку.

Прямо в Консерватории располагаются лепные мастерские. «Фасады Консерватории богато украшены декором, часть все еще реставрируется по месту, а часть, которая плохо держалась, была демонтирована с сохранением. Примерно 40% декора было утрачено и требует воссоздания», — рассказала архитектор Александра Черногорцева.

Для этого берется историческая деталь, она расчищается, приводится в состояние модели (то есть догипсовываются все сколы), после этого изготавливается модель. Она согласовывается с профильными ведомствами. И по ней изготавливается силиконовая форма, с помощью которой затем отливаются гипсовые детали. Кроме того, есть детали, которые были полностью утрачены, например цветочная композиция на фасаде со стороны улицы Глинки. В этом случае предстоит искать фотофиксации, делать ее в пластилине, в твердом материале — и только потом воссоздавать.

В домовом храме — бывшей церкви Рождества пресвятой Богородицы — после реставрации будет класс хорового церковного пения. В помещении обнажили стены с росписью, на которых было до 14 слоев краски. «Очень много утрачено, больше половины», — посетовали реставраторы. В 20–30-х годах церковь переоборудовали в учебные классы, тогда же и закрасили — и роспись стен, и живописные лики на сводах, а само помещение «располовинили» перекрытием.

Авторы росписи известны — это мастера под руководством художника Андрея Рябушкина. Реставраторы пояснили: они знали, где искать роспись. Внизу стены украшены орнаментной росписью, на сводах — ликовая живопись на приклеенных холстах, ее расчистка пока не завершена. Как находка повлияет на стоимость работ, подрядчик пока сказать затруднился.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»